markirovka-2
Виталий Пак

Виталий Пак

Директор отдела технической поддержки ТСК "СОФТ КАСС"

Цифровая маркировка в 2019 г в оптовой и розничной торговле

Обязательная цифровая маркировка становится обязательной для некоторых товаров уже в 2019 г. Другие товары тоже будут маркировать в последующие годы. Нововведение призвано обезопасить потребителя от подделок, оздоровить российский рынок в целом.

Маркировка проходит с помощью цифровых технологий, данные вносятся в единую систему. Ниже представлен обзор типов товаров, которые необходимо маркировать обязательно или на данный момент это добровольная процедура.

В чем суть системы цифровой маркировки?

Чтобы идентифицировать каждый тип товаров, разработаны уникальные идентификационные коды. Под такому коду раскрывается подробная информация о конкретном продукте, его перемещениях. При использовании идентификаторов становится возможным отслеживать оборот товаров, поддельная продукция не будет попадать на рынок без последствий.

Как это работает:

  • Для каждой единицы продукции производители запрашивают уникальный код. Он генерируется случайным образом и вносится в базу. Каждый код шифруется для защиты от подделок. Повторение идентификаторов невозможно, а если встречается – говорит о фальсификации. Присваиванием сгенерированных кодов занимаются операторы. Государственные органы отвечают за отслеживание кодов и закрепленных за ними объектов.
  • Как уже говорилось выше, закодированные идентификаторы попадают в единую систему. В реальном времени в общую базу вносятся изменения: куда и когда попал товар, вплоть до реализации. Если произошла продажа, которую фиксирует онлайн-касса, ОФД фиксирует этот факт в базе.
  • Заниматься отслеживанием и внесением всех данных, изменений будет ЦРПТ. Этот центр – государственная организация с подконтрольными ведомствами федерального масштаба.

Цифровая маркировка в 2019 г в оптовой и розничной торговле

На данный момент цифровое маркирование продукции является пилотным проектом. Его ввели еще в 2017 г на алкогольные товары и шубы из натуральных мехов. К 2018 г эксперимент затронул табачную продукцию, обувь. В нынешнем 2019 г список подконтрольных товаров еще больше расширился.

Товары с цифровой маркировкой в 2019 г

Правительство выпустило распоряжение, в котором утвержден список подконтрольной продукции. С этого момента, обнаруженный фальсификат отслеживается, а его производители и продавцы попадают под административную ответственность. Для части продукции маркировка стала обязательной. Это значит, что производители должны запрашивать и присваивать уникальные идентификаторы для каждой единицы товара. Перечень:

Дата

Вид товаров

1.07.2019 г Табак, сигареты
Обувь
1.12.2019 г Туалетная вода
Духи
Предметы одежды из натуральной, композитной кожи
Верхняя одежда
Текстильные принадлежности: постельное, кухонное белье
Лампы-вспышки
Фотоаппараты
Автомобильные шины, покрышки из резины
2024 г Все товары, которые производятся в России

К 2024 г будет запущена ЕАЭС – централизованная система, в которую попадут все товары, отмеченные цифровой маркировкой. Отслеживание станет фактически полным, обойти его и выпустить в продажу фальсифицированные продукты станет невозможным.

Компаниям, которые реализуют продукцию, которая подлежит обязательной маркировке, настоятельно рекомендуется подключиться к этой системе уже сейчас.

Законодательная база

Нынешняя маркировочная система и действия предпринимателей в этой области регламентируется №487-ФЗ, выпущенным в 2017 г. Федеральный Закон регулирует деятельность производителей и предпринимателей, которые занимаются реализацией подконтрольной продукции. В ФЗ уже предусмотрены запрет и ответственность за продажу товаров без маркировки в сферах, где она признана обязательной. Закон вступил в силу с начала 2019 г.

Правительственное распоряжение №791-р выпущено в 2018 г. В нем рассмотрены и закреплены общие положения, по которым будет работать цифровая маркировка. Контролирующим органом назначен ЦРПТ.

Еще в одном правительственном распоряжении, №792-р, разработан и утвержден перечень товаров, по которым присваивание цифровых идентификаторов становится обязательным. Распоряжение тоже вступило в силу с 1.01.2019 г.

Когда экспериментальные проекты по маркировки будут признаны завершенными, правительство выпустит финальные распоряжения. В них будут доработанные регламенты работы с цифровой маркировкой, ответственность за выпуск фальсификата, общие правовые отношения в этой сфере.

Как выглядят и работают маркировочные коды

Каждый код уникален, генерируется автоматически без участия человека и шифруется. За генерацию кодов отвечает ЦРПТ. По кодам отслеживается:

  • Общие сведения о продукте;
  • Производитель;
  • Место производства;
  • Перемещение по субъектам РФ;
  • Пройденные проверки.

По завершению пилотного проекта в 2019 г, генерация каждого идентификатора будет платной. На данный момент планируется назначить стоимость за каждый код 0,5 руб.

До завершения эксперимента кодирование бесплатное. Для предпринимателей и производителей, работающих в сферах эксперимента, это хороший повод попробовать новую систему. Если заранее ознакомиться с нововведениями и подстроиться под них, в будущем появится преимущество перед конкурентами.

Цифровая маркировка в 2019 г в оптовой и розничной торговле

Что изменится в розничной торговле

Продавцам не нужно будет докупать оборудование или искать технологические новинки. Все, что нужно для работы с цифровой маркировкой, давно есть в продаже. Для розничных продавцов предусмотрено 2 глобальных изменения:

  1. Придется полноценно переходить на электронный документооборот. Документы на маркированные товары будут передаваться только через СЭД.
  2. Обязательной станет процедура сканирования маркировочных кодов в момент передачи товара от поставщика или производителя. При продаже товаров к отчету добавляются фискальные документы, которые обязательно направляются в ОФД.

Соответственно, для сканирования данных понадобится прибор с функцией считывания информацией в 2D и программное обеспечение, которое будет заниматься расшифровкой и пересылкой этих сведений.

Как поучаствовать в пилотном проекте с цифровой маркировкой?

Принимать участие в эксперименте могут официально зарегистрированные производители и продавцы. Для этого нужно:

  1. Направить заявление в ЦРПТ. На официальном сайте ведомства есть специальная форма. Заявителю достаточно заполнить поля настоящими данными о себе. Для заверения обращения понадобится цифровая подпись. Без нее система не примет документ.
  2. Купить, подключить онлайн-кассу. Кассы существенно упрощают процедуры документооборота, считывания и пересылки информации. Т.е. продавец регистрирует сделку по подконтрольной категории товара, сведения сразу направляются в ОФД, от них в ЦРПТ.
  3. Подключить и отладить работу 2D-сканнера. Он необходим, чтобы считать идентификатор на товаре.
  4. Добавить систему обработки уникальных цифровых кодов в систему учета товаров. Она включается в кассовую программу. Этот этап один из самых важных. Если система настроена неправильно, каждое звено считывания и передачи данных потребует вмешательства. При правильной настройке все будет работать автоматически.

Что нового в 2019 г

Несколько изменений, которые появились в нынешнем году:

  • Первого марта введена обязательная регистрация в цифровой системе с маркировкой в сфере табачной продукции. Участвуют все организации, от производителей до розничных продавцов. Подконтрольны даже небольшие торговые точки.
  • С 1.07. начинается контроль за маркировкой сигаретной продукции. До этого периода она тоже была, но в тестовом режиме. Теперь станет обязательной.
  • Тоже первого июля производители и продавцы обуви могут маркировать, считывать, передавать данные о цифровых кодах в ЦРПТ. Тестирование системы началось в 2018 г. Обязательной для всех компаний в этой сфере маркировка станет в 2020 г.
  • С декабря этого года еще ряд сфер производства и торговли подпадут под действие пилотного проекта (см. таблицу выше).

Полный переход на маркировку всех видов товаров в России запланирован на 2024 г. К этому времени все организации и предприниматели, которые работают в торговой сфере, будут обязаны перейти на новую систему учета подлинности и передвижения продукции.

Поделиться статьей

Поделиться в facebook
Поделиться в google
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin
Поделиться в pinterest
Поделиться в print
Поделиться в email